Новая должность в среде образования
Муромское Городское Телевидение

МАУ ТРК «Муромский Меридиан» в эфире с 1998 года

Новая должность в среде образования

0

На канале «РЕН-ТВ-Муром» пришло время пресс-дозора. Вас приветствует информационная программа «От пера к микрофону» и я, её ведущая и пресс-обозреватель Дарья Швецова. Здравствуйте! Обзор самого «актуального чтива», аналитика событий, комментарии специалистов и некоторые прогнозы – прямо сейчас. :::::::::::::::::____ Тьютор! Наверняка, многих из Вас это слово сейчас весьма озадачило: а что или кто это такой? тьютор? Как пишет «Российская газета» в заголовке к одной из своих статей: «Тьютор – это друг, товарищ и брат». Ведь именно так называется новая должность в российском образовании – сообщают центральные СМИ. :::::::::::::::::____ Так чем же будет заниматься в школе этот человек? Что включает в себя понятие «тьютор»? :::::::::::::::::____ Как пишет «Российская газета» данный, если так можно сказать, школьный «персонаж» пришёл к нам из Англии. Заглянув в Словарь иностранных слов, видим, что «Tutor» – в переводе с английского языка означает – «домашний учитель, опекун». Согласно практике школ Великобритании – как рассказывает уже автор статьи – так называемый тьютор прикрепляется к первокласснику и «ведёт» его вплоть до поступления в вуз, да и там продолжает помогать работать над проектами, то есть для школьника и студента тьютор – это наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник на пути выбора будущей профессии и в целом чуть ли не «мама родная». Но если такой подход вполне уместен и объясним для туманного Альбиона, где многие учебные заведения работают по принципу пансиона, когда ребёнок постоянно живёт в «школьном городке» и лишь на выходные уезжает к родителям, то в наших российских школах, как известно, всё совершенно по-другому – заявляет автор статьи, добавляя, что, кроме того, отдельные качества и функции тьютора вбирают в себя другие конкретные должности, которые сегодня есть практически в каждой российской школе: это омбудсмен, защищающий права ученика, психолог, социальный педагог, классный руководитель, наконец. Таким образом, зачем же в школе ещё и тьютор, чем он, допустим, отличается от классного руководителя? – спрашивает газета. «Всё очень просто» – отвечают в ответ эксперты. Если классный руководитель работает с целыми классами, то тьютор – с маленькими группами, с конкретным школьником, помогая ему разобраться в успехах и неудачах, обсуждая с ним, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, с тьютором можно и поиграть, и посекретничать… :::::::::::::::::____ Как сообщают в печати, оказывается, в некоторых российских школах уже есть такие специалисты-тьюторы, за которыми закреплено не более 2-3-х учеников. Что касается наших муромских школ, то практика тьюторства в них уже тоже есть, но только в иной форме: тьюторы прикрепляются не к детям, а к учителям – рассказала нам при встрече начальник Управления образования округа Муром Валентина Клещевникова. Как она объяснила, ещё несколько лет тому назад, когда в стране начал активно развиваться нацпроект «Образование», в нашем городе на базе ЦРПК и 1-вой средней школы были созданы так называемые ресурсные центры для учителей с целью обучать последних навыкам и умениям, отвечающим современным требованиям времени, например, более глубокому овладению компьютерным программным обеспечением, методу дистанционного повышения квалификации и т. д. В этих центрах занятия с преподавателями проводят другие муромские педагоги, которые прошли специальную подготовку во Владимире. Это и есть первые в нашем округе тьюторы, выступающие консультантами исключительно своих коллег. :::::::::::::::::____ В прессе информируют, что появление официальной должности тьютора вовсе не означает, что он должен быть во всех школах в обязательном порядке. Как поясняет Валентина Клещевникова, в соответствии с приказами Минздравсоцразвития и Минобразования данные специалисты не вводятся, а рекомендуются, то есть брать на работу отдельного тьютора, отправить на обучение этому делу своего штатного педагога или вовсе проигнорировать такое нововведение – решать самой школе. Как прогнозирует Валентина Ивановна, скорее всего большинство школьных руководителей не будут спешить с внедрением в штат тьютора, и причин для этого сразу две – финансовая, так как новая должность вводится в рамках того же фонда оплаты труда, то есть без дополнительных средств, и организационная, поскольку до сих пор не определён чёткий конкретный порядок внедрения в школьную систему нового специалиста. Итак, на тему возможных проблем и успехов муромского тьюторства в нашей программе «Между строк» рассуждает главный педагог округа. :::::::::::::::::____ ВАЛЕНТИНА КЛЕЩЕВНИКОВА – начальник Управления образования о. Муром: «Тьютор…Если у нас в школе 800 учеников и будет один тьютор, то вы понимаете, даст ли это какой-то результат. Значит, должен быть механизм, что тьютор вводится, например, из количества учеников 9-11 классов, либо должны быть прописаны признаки, по которым могут отбираться дети. Если, допустим, на одного тьютора будет 20 учеников, тогда станет понятно, что делать. Поэтому кто-то введет, кто-то нет. Но очень важно, если школа работает много, особенно над эллективными курсами, то есть курсами предпрофильными, если она работает над профильностью класса на старшей ступени, то, конечно, тьютор здесь был бы большим помощником. Поэтому многие относятся положительно к этому. Лично я тоже за введение тьюторов, так как я уже знаю, как это работает, как это отразилось на учителей – у нас этот опыт уже несколько лет в учительской среде. Если бы тьюторство было в среде ученической, то это бы, думаю, повышало степень готовности ребенка в выборе профессии, а значит, более положительный момент это сыграет в его социализации после школы. Именно поэтому я считаю, что введение тьюторов сыграет положительную роль». :::::::::::::::::____ Несмотря на все вопросы, Валентина Ивановна тем не менее называет должность тьютора весьма интересной и заманчивой. И хотя в России пока нет специальных учебных заведений по обучению именно тьюторству, зато – как пишут в газетах – есть уже три сертифицированных центра по подготовке таких специалистов: в Томске, Ижевске и Москве, где в принципе любой учитель сможет обучиться технологии тьюторского сопровождения. :::::::::::::::::____ Кроме того, как в федеральной печати сообщают, вот уже более 10-ти лет успешно работает и имеет филиалы в нескольких российских регионах Тьюторская ассоциация. Её президент Татьяна Ковалёва утверждает, что профессия тьютора очень эксклюзивная, её должны занимать самые квалифицированные учителя и даже вузовские педагоги и получать повышенную зарплату, имея статус значительно выше, чем рядового преподавателя. Ведь не случайно, всё в той же Европе – как заключает газета – тьюторов готовят знаменитые и престижные Оксфорд и Кембридж. :::::::::::::::::____ И в продолжение образовательной темы. «Умный? Welcome to Russia!» – этот необычный призыв в Россию всех умных людей мира звучит со страниц газеты «Комсомольская правда. Владимир». В статье под таким названием издание сообщает, что в скором времени в России появится сеть научно-образовательных центров, в которую войдут крупнейшие университеты и исследовательские вузы страны, а также будут работать лучшие специалисты со всего мира. Об этом – как пишут в СМИ – на днях лично заявил Президент Дмитрий Медведев, проводя совещание по науке в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ). По мнению главы государства, российские вузы пока малоактивны в науке. Ведь как показывает статистика, доля научных разработок наших университетов с развалом СССР упала настолько, что сегодня не превышает и 4-х процентов, тогда как в развитых странах эти цифры намного выше, при этом весь парадокс в том, что на благо процветания науки за рубежом трудится очень много именно русских талантливых специалистов, которых страна также потеряла ещё в 90-стые. Для решения сложившихся проблем – как продолжает «Комсомолка» – государство делает ставку как раз на создание в России целой сети научно-образовательных центров и специализированных вузов, на базе которых должны вырасти 4-5 уже национальных исследовательских центров мирового уровня, куда будут привлекаться учёные и из других стран. Как заявил Президент, в стране нужно заканчивать с «утечкой мозгов» и пора России самой начать переманивать кадры из-за границы: :::::::::::::::::____ ЦИТИРУЮ: «Мы не можем всё время вариться в собственном соку. У нас была обеспечена мобильность специалистов в одну сторону. Из нашей страны уезжали, и никто не приезжал. Пора нам менять эту ситуацию». Президент РФ Дмитрий Медведев :::::::::::::::::____ Так называемые научно-образовательные центры, или по-другому ещё федеральные университеты – как информирует по итогам совещания уже «Российская газета» – в самое ближайшее время планируют создать на Дальнем Востоке, на Урале, в Калининграде и в Поволжье. Вместе с тем сеть таких центров не будет строиться только с нуля. В неё, как ещё раз подчеркнул Дмитрий Медведев, могут войти и традиционные вузы. На сегодняшний день уже известно, что это, прежде всего, будут МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский физико-технический институт. Статус же специализированных вузов получат Ядерный университет на базе МИФИ и Технологический университет на базе Московского института стали и сплавов. А что касается национального центра мирового уровня, то такой опыт у нас уже есть – это Курчатовский институт. Как добавил Дмитрий Медведев, ВУЗы и их сотрудники, чей вклад в науку будет наиболее фундаментальным, получат гранты. Президент – пишет «Российская газета» – на совещании также сообщил и о том, что сегодня уже подготовлен Указ об учреждении госпремии за научные достижения для молодых учёных и одобрена Федеральная Целевая Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-тый-2013-тый годы для решения проблемы кадрового голода в вузах. Ну а руководителям вузов, которые не учат, а просто выдают незаслуженные дипломы, совсем скоро, видимо, придётся подыскивать новую работу – подытоживает уже «Комсомольская правда», добавляя, что, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, из почти тысячи вузов в России у нас конкурентоспособны и достойны звания лидеров лишь 200 университетов, а значит, остальные вузы нужно либо закрывать, либо перепрофилировать в филиалы лидеров или же в средние профессиональные образовательные учреждения – заключил министр. На что – как пишут федеральные газеты – Президент заметил, что в некоторых случаях лучше стать хорошим ПТУ, чем быть плохим университетом. Вот такая в российской вузовской системе на перспективу грядёт реорганизация с прицелом на развитие научных исследований! :::::::::::::::::____ И это всё, о чём я успела рассказать Вам сегодня. Это была программа «От пера к микрофону» или пресс-дозор. Напоминаю, что с нашими обзорами прессы в любое время Вы можете познакомиться и на Интернет-сайте по адресу: «три дабл ю точка Муром дефис ТВ точка ру». Читайте газеты вместе с нами и до свиданья!

Расскажите в сети.

Комментарии посетителей: