Программа «Диалог» с Татьяной Пенской — Новости Муромское Городское Телевидение МАУ ТРК «Муромский Меридиан»
Муромское Городское Телевидение

МАУ ТРК «Муромский Меридиан» в эфире с 1998 года

Программа «Диалог» с Татьяной Пенской

0

Программы Муромского городского телевидения продолжает передача «Диалог». В студии – Татьяна Пенская. Здравствуйте. К великому нашему сожалению, мы не смогли показать Вам фильм, заявленный в анонсах, «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке». Праводержатель – канал «Россия» – запретил этот фильм показывать на телевидении… пока, на нашем телевидении. Надеюсь, что те, кто сегодня собрался у телеэкранов, помнят и знают этот фильм, потому что его ранее уже показывали на канале «Россия». Ну, и те, кто сегодня собрались в студии, наверняка, знают и помнят, о чем пойдет речь и готовы уже к обсуждению. Но в начале, позвольте, представить тех, кто сегодня собрался у нас в студии. :::::::::::::::_ У нас в гостях: потомок В.К.Зворыкина – Лидия Павловна Подгорная-Зворыкина, режиссер фильма – Ирина Львовна Голубева, директор фильма – Галина Петровна Седышева, заместитель директора БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ» — Игорь Владимирович Домнин. Еще у нас в студии: профессор МИ ВлГУ – Игорь Александрович Курилов, зам.директора МИХМ по просветительской работе – Елена Александровна Субботина, корреспондент газеты «Новая провинция» — Елена Алексеевна Лякина, корреспондент областной газеты «Владимирские ведомости» — Юрий Иванович Морозов, корреспондент областной газеты «Молва» — Людмила Яковлевна Маурова, редактор газеты «Муромский край», «Переходный возраст» — Татьяна Николаевна Воеводина. Здравствуйте. ::::::::::::::__ Визитная карточка: ИРИНА ЛЬВОВНА ГОЛУБЕВА – режиссер ряда телефильмов из цикла «Жизнь замечательных людей», представлявшихся на ОРТ: «Владимир Зельдин. Влюбленный Дон-Кихот», «Эллина Быстрицкая. Сердце красавицы», «Аркадий Райкин. Король и шут», «Михаил Ульянов. Человек, которому верили» и мн.др. Все объединяет общая идея – сохранение культурного и духовного наследия страны. ::::::::::::::__ Впервые фильм «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке» был представлен на первом Международном кинофестивале в Москве, в ноябре 2007-го года, в «Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». ::::::::::::::__ Визитная карточка: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ» ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОМНИН – полковник запаса, член Союза писателей России, исследователь наследия военной эмиграции, автор десятков работ о творчестве русских военных писателей («Душа армии: взгляды русской военной эмиграции», «От Первой мировой до «Третьей всемирной»: жизненный путь генерального штаба полковника Е.Э.Месснера» и др.). ::::::::::::::__ Фильм «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке» создан на киностудии «Русский путь». ДИРЕКТОР КИНОСТУДИИ — ФИЛИПП ВЛАДИМИРОВИЧ КУДРЯШОВ. РЕЖИССЕР КИНОСТУДИИИ – СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЗАЙЦЕВ (его фильм «Погибли во Франции» мы транслировали в нашем эфире). ::::::::::::::__ Визитная карточка: КИНОСТУДИЯ «РУССКИЙ ПУТЬ» создана в 2005-м году как структурное подразделение «Библиотеки-фонда «Русское зарубежье», основанной Правительством Москвы, Русским Общественным Фондом Александра Солженицына и Парижским издательским «ИМКА-пресс». С начала работы киностудии было выпущено несколько фильмов. Первым проектом студии стал документальный фильм «Посольство на Таганском холме». ::::::::::::::__ Свою и немалую лепту по подбору материалов о судьбе В.К.Зворыкина бережно собирали и хранили Николай Андреевич Беспалов, Юрий Федорович Суродеев. К сожалению, по состоянию здоровья они сегодня не смогли придти к нам в студию, но, надеюсь, они сейчас у телеэкранов и готовы принять участие в нашем разговоре. И, конечно же, участниками нашего разговора мы приглашает стать всех наших телезрителей, потому что наша передача выходит в прямом эфире. Телефон студии прямого эфира: 9-18-08. Звоните, задавайте вопросы нашим гостям. Или наш оператор примет Ваш телефонный звонок и передаст нам вопрос, или он прозвучит в прямом эфире. А нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с Ваших впечатлений о фильме – поделитесь ими, пожалуйста. ::::::::::::::__ ЮРИЙ МОРОЗОВ – корреспондент газеты «Владимирские ведомости»: «Как пришла идея создания этого фильма?» ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Почти 15 лет в Москве существует уникальная научно-просветительская организация, учреждение, исследовательское учреждение «Библиотека-Фонд «Русское зарубежье», которое собирает, прежде всего, наследие русской эмиграции, ее культурное наследие, исследует его, проводит множество мероприятий не только ежегодно, ежемесячно, даже ежедневно по несколько, связанных с историей эмиграции. Сердцем ее является архив – крупнейшие собрания русской литературы зарубежья. И исследовательский центр у нас существует. И вот несколько лет назад возникла идея создания киноцентра, киноклуба, киностудии при нашем доме «Русское Зарубежье» (еще так называют организацию). И когда это было создано под руководством Сергея Зайцева – кинорежиссера, лауреата всех наших всевозможных кинопремий, вот как раз встал вопрос о том, какие приоритеты должны быть в работе киностудии. И мы определились однозначно в этой связи — конечно, мы должны показать крупные личности русского зарубежья. И, прежде всего, тех личностей коснуться, которые составили своей деятельностью целую эпоху, которые являются русской гордостью, которые являются гордостью России и русской истории. И тогда само собой пришло имя В.К.Зворыкина. Наверное, эта идея, она как-то витала, но принадлежит, озвучивание ее — это мне. Потому что я родом из Мурома и с гордостью об этом говорю. И, конечно же, я сказал, что коль скоро телевидение сегодня — это один из важнейших факторов мировой жизни, общественной жизни, политической жизни и социокультурной, конечно же, на родине должны знать имя и быть, как минимум, информированы о деятельности создателя мирового телевидения В.К.Зворыкина. И тогда эта идея уже была подхвачена и руководством нашим — В.А.Москвиным – руководителем нашей организации и Сергеем Зайцевым, который нашел замечательных исполнителей этой идеи, потому что дальше все в основном было в их руках в творческом плане. Мы лишь организационно помогали, где-то немножко, так сказать, могли связать что-то с чем-то, подсказать, но в целом воплощение этой идеи на очень высоком творческом уровне – мы полагаем – принадлежит, конечно, режиссеру Ирине Львовне Голубевой и директору фильма Галине Петровне Седышевой». ::::::::::::::__ ЮРИЙ МОРОЗОВ – корреспондент газеты «Владимирские ведомости»: «От идеи до реализации этой идеи — дистанция огромного размера. Как проходила идея создания этого фильма? Где доставали деньги? Сколько времени «пробивали» эту идею? Сколько времени работали? Кто писал сценарий?» ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Я полагаю, что прошло немногим более 2-х лет, если брать в общей сложности. Идея сама собой должна быть подкреплена материально, иначе она остается идеей. Путь простой. Есть телевидение. Телевидение должно быть заинтересовано в фильме об Отце телевидения. Эта логика была, так сказать, арифметической просто. И дальше мы по этому пути пошли, и, конечно, вышли на Добродеева, который руководит компанией российского телевидения. Конечно, идея заинтересовала. И далее мы передали бразды правления вот и директору фильма уже, и режиссеру. Прошло в общей сложности чуть более 2-х лет. Это не такой большой период, каким мог бы он оказаться. И в этом наше везение, и, я думаю, наше общее счастье». ::::::::::::::__ ГАЛИНА СЕДЫШЕВА – директор фильма: «Что касается прохождения от самих заказчиков, так будем называть телеканал «Россия», до нас — в общем, как бы этим периодом занимался продюсер нашей киностудии Филипп Кудряшов. И как бы сама съемочная группа этого процесса не касалась. Но что касается конкретно, когда мы приступили к работе, конечно же, мы подключили автора, профессионального человека – это Ирину Семашко — автора многих фильмов документальных. ::::::::::::::__ ИРИНА ГОЛУБЕВА — режиссер фильма: «Ирина Семашко – выпускница философского факультета МГУ. Это человек, у которого как бы кругозор больше чем у режиссера, оператора, с очень точной мотивацией, что она хочет сделать. Ира – участница многих международных кинофестивалей. Можно было как угодно сделать фильм-портрет, и вот изначально она предложила сделать не просто как бы житие великого человека, а попытаться понять (ведь задействовано было телевидение Советского Союза, Германии и Америки) что же Зворыкина испугало, и поэтому идеология фашистской Германии — это ее предложение. Это коммерческое телевидение Америки и это как бы запретизированное Сталинское вот самостановление, некие такие вот переплетения…. Режиссер – человек конкретный. Я вот как бы конкретно беру интервью, а вот с точки зрения приподняться над этой конкретикой – это, конечно, девочка, которая закончила филфак МГУ, Аспирантуру. Это вот благодаря Семашко. А вообще кино документальное – это труд коллективный, и если бы не наши эксперты – эксперты – это те люди, у которых мы брали интервью. И нам повезло, что в Вашем городе мы встретили удивительных людей. Я надеюсь, что Вы их всех знаете: Елену Александровну Субботину, Игоря Александровича Курилова и, конечно же, просто удивительного бывшего главного архитектора Мурома Николая Андреевича Беспалова, удивительно трогательная его внучка. И нам было очень важно сделать как бы кино. Но вот такая сверхзадача существует – про что ты хочешь сделать кино, даже про такого великого человека. Такая как бы сверхзадача наша была – если можно так говорить – такой театральный немножечко термин. Чтобы было понятно, что самое главное в стране, чем должна гордиться страна – не количеством боеголовок, не количеством танков, а качеством ее интеллигенции, особенно научно-технической. И вот, чтобы мозги наши русские не уплывали никогда. Вот что Россия потеряла – вот такого великого человека. Вот подсознательно так хотелось, чтоб никогда в жизни, в истории нашей страны такого не произошло. И чтобы Ваши замечательные мальчики и девочки, которых мы снимали в Вашем университете, чтобы они могли самореализоваться в нашей стране, чтобы они в полной мере могли самореализовать тот талант, что в них заложен. И чтобы находящиеся рядом люди – чиновники, спонсоры – могли им помочь, потому что, чтобы талант реализовался, должны быть люди вокруг, которые помогли бы, не помешали, а именно помогли бы таланту». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Премьера фильма «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке» состоялась в ноябре 2007-го года, в Москве, на 1-м Международном кинофестивале «Русское зарубежье». «За глубокий интерес к судьбам русских талантов на чужбине» лента удостоена специального приза. Правильно?» ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Это так, но сейчас я просто поясню. Тут есть этический момент. Первый Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» — это, действительно, был первый опыт собрания фильмов, ну, и не без элементов состязания фильмов, посвященных русскому зарубежью, судьбам русской эмиграции, отдельных ее представителей и т.д. И мы были организаторами этого фестиваля, а фильм был произведен на нашей киностудии. Соответственно, было бы неэтичным присуждать, скажем, даже если бы он был (и он был достоин), конечно, очень высокой оценки, но сами себе присудить, скажем, лауреатство или первое место, мы не смогли, а не отметить творческий коллектив, тоже было бы неверно. Поэтому был такой шаг предпринят. Но я думаю, что еще все эти вещи у фильма впереди. Фильм ведь живет своей жизнью долго…. И сейчас проходит в Москве очередной кинофестиваль «Золотой Витязь». Этот фильм там заявлен в программу, и руководитель творческой группы и наш директор киноклуба «Русский путь» Сергей Зайцев этот фильм там представляет. Я не знаю, чем закончится эта история, но если она закончится тем, что фильм не будет как-то отмечен, это не значит, что он не будет отмечен в дальнейшем. Мы уверены, что он, конечно, будет по достоинству оценен….». ::::::::::::::__ ИРИНА ГОЛУБЕВА — режиссер фильма: «Самое главное – даже не фестивали, самое главное для документального кино – то, что по российскому телевидению оно было в эфире. Вот, к сожалению, показывали поздно. Может быть, повторят когда-то не так поздно. Не все, наверное, зрители, ну, кто рано встает, не все видели, но это самая главная награда для группы – то, что фильм имел жизнь, его показали по российскому телевидению». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Игорь Александрович, как Вы настраивали своих студентов, почему этот фильм нужно посмотреть им?» ::::::::::::::__ ИГОРЬ КУРИЛОВ – профессор МИ ВлГУ: «Этот фильм нужно посмотреть не только нашим студентам, этот фильм, на мой взгляд, нужно и необходимо, и неоднократно, посмотреть всем россиянам, потому что любая нация должна опираться на какие-то вехи, на какие-то значимые события, достижения в своем развитии. И вот В.К.Зворыкин – это мировая величина. Это человек, совершивший информационный переворот. Без телевидения сейчас мы не можем себе представить цивилизацию. Другое дело, что мы часто ругаем телевидение и часто справедливо, но это уже, как мы используем достижения. И вот выход этого фильма – это информационный прорыв, я считаю, потому что это человек, который нам показал, что может сделать один человек, что может сделать талантливый россиянин. Для меня это просто живой человек. Вот с той поры, когда я первый раз о нем услышал, потом стал интересоваться, это была закрытая информация еще. Для меня это образец ученого. Для меня образец инженера, который многие вещи делал своими руками. Он не просто писал форму, он настраивал и пускал в производство первые аппаратуры. Ну, кроме того, это еще и удивительный человек, человечный. Ведь ждать свою избранницу столько лет, пока она была замужем, более 20-ти лет, и потом все-таки жениться на ней, и еще больше 30-ти лет прожить счастливо. Это же удивительная судьба. Не просто «технарь», который что-то сделал и замкнулся в этом мире, поэтому любые аспекты жизни этого человека могут быть и примером, просто можно сравнивать – какой я и какие есть люди, и почему бы мне, основываясь на этом живом опыте, не стремиться к этому. Я считаю замечательным, что этот фильм вышел. Можно спорить о достоинствах фильма, можно его как-то оценивать, но у него есть одно неоспоримое преимущество – он сделан с любовью, он сделан с любовью к России, с любовью к нашему городу, и он сделан с любовью к этому великому замечательному и удивительному, каким является В.К.Зворыкин». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Лидия Павловна, вот Вы как бы посмотрели на свою родословную со стороны. Была такая возможность у Вас в фильме, наверное. Вот что Вы бы сказали, как отзыв об этом фильме?» ::::::::::::::__ ЛИДИЯ ПАВЛОВНА — потомок В.К.Зворыкина: «Фильм мне очень понравился, потому что отражены все аспекты жизни Владимира Козьмича. Но я бы хотела еще рассказать о том, как появился, как возник этот ученый. А появление ученого такого плана было определено тремя факторами: во-первых, фактор времени, затем – у Владимира Козьмича было чрезвычайно много «живости в голове»…. И третий фактор – это дядя, интереснейший дядя. Ни в качестве протекции, а как идеал, таланту которому моно было поклоняться, брать пример дяди – от поэта, многочисленных ученых, до охотоведа…..» ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Вы все-таки знаете, изучали, наверняка, свою родословную. Вот то, что Вы увидели в фильме, какой-то отзвук Ваша душа получила?» ::::::::::::::__ ЛИДИЯ ПАВЛОВНА — потомок В.К.Зворыкина: «Ну, какой отзвук в душе. Я плакала почти весь фильм. Конечно, наверное, это гены. И мне очень хотелось что-то вообще сделать для рода, для клана, так сказать. И вот однажды я прочла статью Н.Михалкова…. Никита Михалков, значит, сказал так, что гордиться своим родом это может только дурак, сделайте так, чтобы род гордился Вами…». ::::::::::::::__ ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ ПОГОДИН (мкр.Вербовский) (вопрос от телезрителя): «К создателям фильма. Скажите, пожалуйста, как Вы думаете, В.К.Зворыкин если бы знал, какое будет в будущем телевидение, изобрел бы его? Не секрет, порой, ТВ очень сильно влияет на формирование человека и отрицательные качества характера?..» ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Но, кстати, фильм, если Вы видели, он начинается именно с влияния на наши умы, на знания. В фильме представлена история зарождения и губительного для человечества распространения фашизма (коричневой чумы)…. Но вот я бы хотела задать вопрос еще такой. В.К.Зворыкин был изобретателем электронного микроскопа, позволившего человечеству впервые рассмотреть вирусы и молекулы с увеличением в 200 крат; радиозонда, который пациент глотал как пилюлю – для исследования желудка и кишечника, прибора ночного видения. Однако, в фильме Владимир Зворыкин – в большей степени не просто изобретатель, а создатель телевидения. Почему решили остановиться именно на этом его открытии?». ::::::::::::::__ ИРИНА ГОЛУБЕВА — режиссер фильма: «Начнем с того, что нельзя объять необъятное. Ну, понимаете, 44 минуты. А потом у нас есть небольшой эпизод, где мы говорим как раз про то, что когда он окончательно разочаровался в своем «детище», он просто ушел и стал заниматься медициной, у него жена была врач…. Ну, нельзя объять необъятное. Нам просто показалось… мы попытались вычленить самое главное. Возможно, мы ошиблись. Мы вычленили вот в этой истории взаимоотношения В.К.Зворыкина со всем миром, не только с Россией — это история создания телевидения. Возможно, мы ошиблись, если Вы нас поправите. Если, может, когда-то нам повезет… и мы когда-нибудь вернемся к этой теме, то это будет не 44 минуты, а это просто сериал должен быть об этом великом человеке…» ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «По-моему даже сам В.К.Зворыкин когда-то сказал, когда его называли «отцом телевидения», он, отмахиваясь, отвечал, что создал лишь… передающую (электронную) трубку. Мало того, не секрет, что в определенных научных кругах идет спор всегда, а отец ли телевидения В.К.Зворыкин?..» ::::::::::::::__ ИГОРЬ КУРИЛОВ – профессор МИ ВлГУ: «Изобретателей телевидения было много, и различных устройств, различной степени готовности. Я вот в фильме там привожу один из примеров. Но В.К.Зворыкин, во-первых, принципиально предложил устройство, которое позволило осуществить опять же вот прорыв, резко повысилась чувствительность, поэтому телевидение вошло в жизнь. Если раньше можно было показывать только статичные картины какие-то, в студии, причем желательно неподвижные, у него же чувствительность дала динамику. И самое важное – много изобретателей, много идей, но В.К.Зворыкин – единственный, кто довел эту идею до промышленного производства. И он создал комплекс. Если у Розинга была электрическая система приема, механическая, на развертке, на передаче, то у Зворыкина была полностью электронная система – и это приоритет, который установлен». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Часть материала для фильма была собрана в Америке. Американцы хорошо знают и помнят имя В.К.Зворыкина? Какое у Вас по этому поводу сложилось впечатление?» ::::::::::::::__ ГАЛИНА СЕДЫШЕВА – директор фильма: «Там, действительно, знают В.К.Зворыкина…. У нас, здесь, меньше, безусловно, особенно в Москве. Мы вообще пришли к выводу, что многие не знали. И благодаря вот созданию нашего фильма немножечко раскрыли глаза людям, потому что Америка как бы взрастила его, т.е. помогла ему там вырасти, встать на ноги, но здесь у нас не было этой возможности. И надо им тоже сказать спасибо за то, что они помогли нам, вырастили до таких высот, а мы уже можем оценить». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Елена Александровна, скажите, пожалуйста, Вы часто встречаете гостей, туристов. Когда они обнаруживают в музее фотографию В.К.Зворыкина, возникает вопрос: о, знакомо, знаем… или чаще всего открытие? ::::::::::::::__ ЕЛЕНА СУББОТИНА — зам.директора МИХМ по просветительской работе: «Открытие дома, в котором родился В.К.Зворыкин, двоякое. Сначала они открывают для себя, что попали в город, в котором родился Отец телевидения. Мало того, попадают в дом, где провел детство и юность свое. В.К.Зворыкин об этом еще и в воспоминаниях очень красочно написал место своего рождения. И потом они открывают для себя и музей, который расположился в доме В.К.Зворыкина. Ведь когда он в 67-м году 20-го века, полутайно приехав в Муром, увидел, что не брошен его родной дом, а в нем находится музей, хранилище истории, о которой он тоже замечательно в своих воспоминаниях писал, Владимир Зворыкин в книге отзывов написал: «рад тому, что так замечательно используется дом, в котором я родился». Он был этому несказанно рад. И долгая переписка с тогдашним директором…. Для них это открытие. Открытие, что В.К.Зворыкин родился в Муроме, открытие Мурома и открытие людей из Мурома. Вот в данном случае мы говорим о том, что личность мирового уровня родилась в нашем замечательном Муроме…. Очень благодарны авторам фильма. Что фильм вот такой с преобладающим человеческим фактором появился. Очень будем надеяться, что право показа по Муромскому телевидению все-таки получит наш город, и как можно больше жителей Мурома увидят этот фильм, и будут гордиться, что вот здесь, на Муромской земле, на маленькой точке России они живут, гордятся тем, что они земляки В.К.Зворыкина, и осознают, особенно молодежь, что у них судьба может сложиться, ну, может быть, не в смысле перипетий, через которые он прошел, а в смысле достижений, результата». ::::::::::::::__ ЮРИЙ МОРОЗОВ – корреспондент газеты «Владимирские ведомости»: «Вопрос к Ирине Львовне. Перечень Ваших работ в основном связан с актерами театра, кино, звездами отечественной культуры и искусства, и здесь вдруг Вы решились заниматься наукой…. Чем это объясните?». ::::::::::::::__ ИРИНА ГОЛУБЕВА — режиссер фильма: «Я человек свободный. Я для Первого канала, для канала «Россия», для ТВ-Центра тоже какое-то время…. Четыре года назад сделала на ТВ-Центре сериал, который назывался «Русский лес». Это были 4 серии. Русский лес – и характер русских людей как бы лесных, и леса искусства. Просто интересно попробовать себя везде, а не ставить себя в рамки – человек, который делает только про актеров. Просто получилось, я в основном работаю на Первом канале… А вот внутреннее, вот призыв, не призыв, может, я ошибаюсь. Вы знаете, мне так показалось, что да – гений, да – воспитание, да – культура, но, тем не менее, гению повезло, что в Питере его заметил Розинг, а в Америке его поддержал Сарнов. И вот мое просто такое человеческое обращение, ну, так к близким людям, что бездарь он пробьется всегда. Оглянитесь вокруг – помогите таланту. Талант один не пробьется. А вокруг русских людей очень много талантливых. Просто помогайте им!». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Пробился настолько, что в Национальной галерее Америки портрет В.К.Зворыкина номер один. Он возглавляет галерею. А вот вопрос такой: у кого родилась идея названия фильма «Владимир Зворыкин. Русский подарок Америке?» ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Оно как-то выплыло. Вот есть такие вещи, когда оно само вдруг на поверхности появилось, когда вот долго думали создатели, советовались. Один из исследователей-биографов В.К.Зворыкина американских, а там их несколько таких (равно как у нас обнаружилось несколько исследователей В.К.Зворыкина), вот там как раз его называли американцы «Русский подарок Америке». Мы решили использовать эту формулировку, вот этот афоризм что ли. Дело в том, что вообще-то сегодня в Америке живет несколько миллионов русских людей. Первая эмиграция составляла несколько сот тысяч, после Второй Мировой войны особенно. И галерея, о которой Вы говорите, не американская, это галерея русских американцев. Вот есть Конгресс русских американцев, который такую галерею создал. Вот они его номером один поставили. И мы, кстати, совсем недавно вернулись из Америки, где проводили показы нашего документального кино перед соотечественниками, и первым фильмом всегда мы ставили В.К.Зворыкина. И всегда был неимоверный успех и самые искренние благодарности за этот фильм. Так, что, действительно, они соглашались, что это правда — это был «Русский подарок Америке». ::::::::::::::__ ЛЮДМИЛА МАУРОВА – корреспондент газеты «Молва»: «Вот Вы работали здесь. Показали всему миру открытие человека. А нашли ли Вы в Муроме, еще какие-то сделали для себя открытия, ведь наш старинный город очень богат интересными людьми. Может быть, Вы с кем-то столкнулись и про кого-то еще захотите рассказать?». ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Дело в том, что это касается больше моих коллег, потому что я Вам признался в своей родословной, в том смысле, что мои корни здесь. Но в этом то и парадокс, что мы для себя и я для себя всю жизнь открывал. Мы с вами, вот есть люди здесь в этой студии, которые прекрасно помнят, когда на музее историко-художественном никакой таблички не было. Ее нельзя было по политическим мотивам повесить, в смысле, что здесь родился В.К.Зворыкин. Ее не было. Она появилась там 15-18 лет назад. Когда она появилась, и уже этим была создана предпосылка, некая справедливость и предпосылка для познания этой части, этого элемента истории Мурома через этого человека великого. А дальше этой таблички нужно… вот возник фильм, мы табличку расширили в киноформате. А дальше фильм должна узнать вся Россия, это имя должно стать достоянием всей России. И для меня всегда, Муром, конечно, от Ильи Муромца начиная и сегодняшними известными и достойными людьми. Просто история Мурома насыщена такими примерами и богатыми личностями. Я когда-то для себя открыл, например, фамилию А.В.Ермакова. Это человек — он настоящий. Кстати, вот опять — отец муромский – все личные средства, все личные интересы он поставил выше, он явил пример, это христианский пример. Он поставил выше личного интереса, выше личных благ. Он создал все для Мурома, что мог создать человек вообще смертный. Но какого мое недоумение, что до сих пор в Муроме нет ни улицы, ни площади. Но сегодня мы говорили, и руководство понимает, мы сегодня говорили с главой округа, и Валентин Афанасьевич сказал, что они идут по этому пути. И, наверное, в общем пора менять К.Маркса и Свердлова на подлинную историю, на подлинную сущность. Я прошу простить, может быть, «больной вопрос» затронул, но я думаю, что пора расставлять все точки над «и» в муромской российской русской истории». ::::::::::::::__ ЕВГЕНИЙ – житель г.Муром (звонок в студию): «Я хотел бы выразить признательность большую создателям фильма, потому что они сделали этот фильм о нашем земляке – о В.К.Зворыкине. Ну, конечно, хотелось сегодня посмотреть его, но жаль, что не получается. Я более постарше, чем молодое поколения, и думаю, я и все жители Мурома будут с нетерпением ждать выхода этого фильма. Еще раз огромное Вам спасибо!». ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Мы постараемся в ближайшее время все-таки решить эту проблему. Но мы все-таки должны быть законопослушными людьми, и у нас нет права пока дать Вам фильм для показа». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Игорь Владимирович, Вы сказали А.В.Ермаков. И все-таки тенденция тех фильмов, которые Вы сегодня создаете, — исследования русского зарубежья, эмиграции. Наверное, ближе наши Уваровы будут тогда». ::::::::::::::__ ИГОРЬ ДОМНИН — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «БИБЛИОТЕКИ-ФОНДА «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»: «Мы сегодня об этом, наверное, минут десять говорили с главой Валентином Качеваном. Именно о Прасковье Сергеевне, об Алексее Сергеевиче Уваровых, потому что они, конечно, для Мурома – очень знаменательная страница, яркая страница, как и для всей России. И это тоже эмиграция, к сожалению и стыду нашему историческому, что таких людей мы отправили. «Не в изгнании, а в послании»… — красиво звучит, но трагедия велика. Мы (урок такой) никогда не должны больше повторить того, что было в этом плане. Все наши главные лучшие и достойные люди должны здесь в России жить и не быть «подарками Америки», или как оказалась Прасковья Сергеевна – в Югославии, в Сербии. Ну, приняли их там, но, тем не менее. Она оканчивала свои дни там. Мы, может быть (вот эта идея сегодня возникла) я постараюсь как-то ее подвести к уровню материализации. Я не могу, конечно, давать обещаний, но это колоссальная фигура, и это может быть очень интересный сюжет, и очень нужный для нас». ::::::::::::::__ ИРИНА ГОЛУБЕВА — режиссер фильма: «Спросили: чем Муром поразил?.. Такой был питерский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев. И когда его спросили, как вы можете понять интеллигента, он сказал, что можно притвориться добрым, можно притвориться умным, но нельзя притвориться, что ты интеллигент. И вот просто я хожу по Вашему городу (это понятно, что герои у меня совершенно замечательные), и я вижу вот такие открытые лица, добрые, спокойные, неспешные. Понимаете, мысль человеческая она не терпит суеты. Чувство, добро не терпит суеты. И вот эта вот Ваша русская неспешность, она и рождает вот в таких глубинах настоящих людей. Вот этим меня поразил Ваш город. Спасибо». ::::::::::::::__ Ведущая: «Я когда смотрела даже фильм, не могло не броситься в глаза, что все-таки время идет и люди, которые были очевидцами, общались с теми, о ком рассказывают, уходят тоже, к сожалению, из жизни. И вот человеческий материал (кто может рассказать) становится просто острым дефицитом. Как Вы накапливали вот этот материал?.. Мне вот, например, я когда смотрела, хотелось бы узнать побольше, а кто из Зворыкиных еще живут…. А вот как-то пытались Вы показать его, следуя серии «ЖЗЛ», вот такую человеческую составляющую?». ::::::::::::::__ ::::::::::::::__ ИРИНА ГОЛУБЕВА — режиссер фильма: «Нельзя объять необъятное. Ну, мы не художники, мы журналисты. Надо уметь вот как бы в капле увидеть море. И это гораздо глубже, если бы мы вот так вот растеклись и ничего не показали». ::::::::::::::__ ЕЛЕНА СУББОТИНА — зам.директора МИХМ по просветительской работе: «… мне посчастливилось столкнуться буквально в прошлом году с потомками архитектора Зворыкина, построившего несколько зданий в Муроме, в частности, здание милиции старое (на углу улиц Московской и Свердлова. И он выполнял заказ дядьки В.К.Зворыкина Петра Алексеевича. И получается, что все Зворыкины происходят, одна из версий говорит, от зворки, от сербов…. Сербия нам дала фамилию (по одной из версий) Зворыкин – зворки. Эти веточки разрослись, многочисленные семьи Зворыкиных, больше 50-ти разных фамилий Зворыкиных. И, конечно, для нас это очень важно, что Зворыкины все-таки не все молчат, а пытаются звучать, пытаются говорить – это очень важно». ::::::::::::::__ ЛИДИЯ ПАВЛОВНА — потомок В.К.Зворыкина: «О происхождении фамилии Зворыкиных есть такая версия. Два брата Степана Разина после подавления восстания бежали якобы вверх по Волге…, дошли до Слободы у крутого поворота, засели за ним, стали заворачивать и грабить купеческие суда, разбогатели. Один остался в Муроме, другой отправился в Кострому – это первая версия. Вторая – от клички «зворка». Так называл Иван Грозный своего любимца-опричника. Из другой книги – русские фамилии 1989-го года – Зворыкин, возможно, от слова «взворыка» – горячий, вспыльчивый. И вот в связи с этим я хочу сказать, что общие черты Зворыкиных – это вспыльчивость необыкновенная, но отходчивость, отзывчивость на горе и беду других, снисходительность, порядочность, честолюбие, но не тщеславие, простота в обращении. И самая, наверное, версия правильная – это «взворки», действительно, в Сербии. Потому что Галина Павловна есть Суздальцева, которая говорит, что когда-то в детстве видела книгу «Черногория». И папа мой тоже рассказывал об этом же….». ::::::::::::::__ ВЕДУЩАЯ: «Уважаемые гости, не хочется поблагодарить Вас всех за то, что Вы нашли время и приехали сюда, преодолев немалый путь. Уважаемые гости, спасибо Вам за участие в разговоре. И вот накануне нашей передачи у нас как раз здесь возникла небольшая дискуссия, когда мы говорили о том (и в фильме это есть), что В.К.Зворыкин породил чудовище. Вот я хочу сказать и остаюсь при этом мнении, что главное чудовище все-таки в мире родилось раньше телевидения – это человек. Потому что именно в его руках и именного от него зависит, будет ли все созданное чудовищем или добрым спутником по жизни, потому что этот фильм – лишнее дому доказательство. Можно говорить о прекрасных вещах, о замечательных людях и тем самым сохранить их надолго, в веках. Всем спасибо за внимание. Всего хорошего. До новых встреч в эфире».

Расскажите в сети.

Комментарии посетителей: